К основному контенту

БОМЖ ГЕНА С АРБАТА


В запасе вашего размышления всегда есть величины, которые вам пока недоступны: они закодированы, они состоятся в некоей вспышке там, впереди. И редким авторам удаётся эти, казалось бы, недосягаемые величины вместить в текст — исподтишка, еле заметными мазками, в полутонах. Именно такой пишущий, создавая текст, продаёт будущее. Или дарит — тут уж всё зависит от розы ветров обстоятельств.

Я сегодня — дарю.

Случилось это, братцы, на Арбате девяностых годов; вычитав несвежей прессы и сняв временное правительство (плёнка кончилась... а правительство то кончилось через пару недель), я в три часа пополудни парковал белые "Жигули" на углу Денежного; заехал в чей-то человечий бок дверью, выходя из машины (ну, бывает... не увидел помеху слева); чей-то бок обиженно рявкнул и обречённо — именно так: обречённо — поплёлся в арбатские дворы. Мимо гоготавших молдавских рабочих, уже заложивших на зиму достаточно кирпичей и водки, — и этому обстоятельству весьма довольных. Стукнутый "Жигулями" доковылял до угла дома и скрылся, судорожно рассовывая по карманам авуары подозрительно пёстрой расцветки (позже выяснилось — конфетные фантики), и вот в эту каплю всё вдруг сложилось: и его кривая походка, и старенькая ветхая курточка явно с чужого плеча да в дырках (в такой впору влюбиться в смерть), и рваные ботинки — именно в таких уходят, чтобы уже никогда не вернуться; и да, главное: полные жуткой безнадёги глаза, которыми он принялся меня виноватить; да, я их видел всего секунду, но понял моментально: жертва автомобильной двери начала меня виноватить, и самой жертве от этого шага стало стыдно. Даже спина выражала стыдливость. Я понял, что только что ударил бомжа.

Бесправного и безответного.
Ча́янно, нечаянно — не суть.
Ударил ребенка. А ребенок — вы не читали об этом в спецлитературе? — после покушения рукой или ремнем не думает, что его только что отлупили. Нет.
Ребенок уверен, что его только что убивали маленько.

...Бросился искать в арбатские дворы; тут живет моя школьная подруга, за домиком Пушкина, и закоулки я знаю хорошо. Обнаружил бомжа за детской площадкой, точнее — даже не собственно бомжа, а его навсегда удивленный к появлению человека взгляд.
Он сидел на скамейке и смотрел в каменную арку-полутрубу, откуда должен был появиться обидчик.

Я появился. Присел рядом и спросил, как его зовут. Оказалось — Гена.
Через пять минут Гена уже читал мне стихи. Потому что он их знал. Много. Читал, а точнее выкашливал Вознесенского:

Ржёт похабнейшая эпоха,
У нее медицинский бзик.
Ей с наивностью скомороха
Покажите язык!

Монстры ходят на демонстрации,
Демонстрирует блядь шелка.
А поэт — это только страстная
Демонстрация языка…

Гена родился после войны. В 1956 году бандиты убили его отца и деда, а младенца соседки — за отказ сотрудничать с любителями воли — скинули в колодец. В четыре года Гена пошёл батрачить, вариантов не было — умер бы от голода. В десять каким-то чудом, посмотрев на бесполезные холмы, черёмуху и яблони, подался в школу; потом — в художественное училище. В начале девяностых, пока все перестреливались и дискутировали о новых возможностях времени, черные риэлторы отобрали у художника Гены квартиру, и бездомный подался на последние гроши в Москву, на Арбат — рисовать портреты. Провинциальный интеллигент — как и положено в вертепе — с арбатской мафией не ужился; его несколько раз били смертным боем, сломали руку, и художник уверовал, что сказки со счастливым концом — это враньё, потому что именно под конец сказки неведомый, всемогущий автор спускает на человека дикого зверя, и зверь рвёт человечье будущее в клочки.

Так Гена и бомжевал до белой жигулёвской двери, и боль заменяла ему любовь, а холод заменял пищу.

И начали мы с того, что с компанией университетских друзей загребли Гену в Сандуны. Пока художник стеснялся белой простыни и вертел головой в поисках нагих женщин, с нарочным привезли одежду: знакомый доцент МАИ как раз распродавал своё московское житьё в преддверии житья американского. Через месяц мы сняли Гене комнатушку в Домодедово, и на день рождения подарили холсты, мольберт, краски и всяческие художественные причиндалы; день рождения, между тем, Гена мог справлять уже совершенно официально: выправили паспорт, причём к процессу фотосъемки Гена отнёсся крайне придирчиво.

Первую нарисованную картину Гена подарил мне. Это было дерево, если не ошибаюсь — ива. Я не разбираюсь в живописи — бог лишил меня способности оценивать графику, но ива показалась мне прекрасной.

А через год человек Геннадий, боявшийся ранее и жизни на свету, и жизни в темноте, уехал в старинный русский провинциальный город, обвенчался там в пух и прах на учительнице младших классов средней школы и устроился в школе поюжнее на работу — учителем рисования. Он так и отвечал на вопрос, почему именно эта школа: "Она, Лёва, в городе южнее... Теплее там, честное слово. Снег раньше тает".

Однажды я заехал к нему посмотреть акварель. Акварель была воздушна. Гена аккуратно завернул рисунок в тряпочку (у него привычка — заворачивать холсты в тряпьё) и внезапно сказал:
— Знаешь, а я ведь хотел тебя убить тогда.
От неожиданности я на удивление быстро перебрал варианты. Вариантов было много. Поэтому я уточнил:
— Когда?
— Да когда ты из арки появился, на Арбате этом, — улыбнулся художник. — Я подумал, что если ты сейчас подойдёшь и скажешь что-то типа "Какого фига ты под машину лезешь, бомжара!", я тебя убью. У меня с собой был нож. Я бы тебя зарезал и позвал бы милицию. Потому что устал. Знаешь, что в России плохо? Быстро устаёшь. С большими деньгами, с маленькими, не важно. Здесь после сорока лет все — уставшие... А ножик тот я тебе подарю. Знатный ножик, пригодится.

Я промолчал.

...А вскоре у Гены родилась дочь. Назвали Машей. Сейчас Маша — студентка испанского университета. И буквально за месяц до того, как я написал эти строки, мы с Марией Геннадьевной в старинном каменном баре в Таррагоне до хрипоты спорили о том, что же входит в хмели-сунели и почему Rioja красное сухое — это штамп для туристов. Машка вопила, что дело не в Гранача или Темпранильо, а в том, что мне сказали "Только Rioja!" — и я доверчиво повёлся.

А художник не может вестись на штампы.
Чёрт его знает. Может, она и права.

Иллюстрация: Madrid Barajas airport, photo Bellington
___________________________________________ 

Блог поддерживает бренд Bellington, перый в мире доступный анатомический рюкзак с анатомической рамой из углеволоконного нанокомпозита. Городские рюкзаки и рюкзаки для путешествий. Гарантия 5 лет.

Популярные сообщения из этого блога

ПАВЕЛ ДУРОВ РАССКАЗАЛ О СВОБОДЕ

  …Мои экс-коллеги по «Ъ» настойчиво просили, чтобы восклицание наступило, и я написал бы свою «Одну страницу», адресованную, наконец, не только огосударствленным массмедиа и рядовому зрителю, но и завсегдатаям каналов Youtube , Telegram и прочая. И всё — чтобы предельно просто. Сегодня, 18 апреля 2024 года, это возможно. Правда, на этот раз не слегка вылезу из одностраничья, а нагло. И с простотой — даю слово, буду стараться, но возможности мои не безграничны: всё-таки речь о головах. О сознании. А голова, как сказал Леонид Броневой — штука сложная, и исследованию не подлежит. Но мы всё же сегодня кое-что исследуем.                                                                            I Депрессивность бытия — один из лейтмотивов русского искусства. Шедевром литературной депрессии можно считать знаменитое петербургское стихотворение Некрасова, которое привожу полностью:   Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю - здесь не страдать мудрено! С окружающей нас нището

СНОВИДЕНИЯ ЛЕНКОМА

  …Как-то раз утром у меня дома раздался звонок, и встревоженный женский голос в трубке произнёс: — Здравствуйте, это Октябрьское Поле вас беспокоит… А Серёжа Ч. не у вас? Вы же вчера вместе уехали, а мы не можем его найти. Я протёр глаза; семь утра. У меня на даче почему-то ищут знаменитого российского актёра, голос всех и всяческих каналов и церемоний, сердцееда и умницу. Так что я немедля растолкал супругу и спросил её: — А Серёжа не у нас? Тут звонят. Супруга посмотрела на меня с удивлением: — Слушай, а ты точно в МГУ учился, логик? Может, это я тебя должна спрашивать, где Ч.? У нас совершенно небольшой дом, по нынешним подмосковным меркам просто слёзы, но, тем не менее, все комнаты нужно обойти. Что я и сделал. Нашёл паука на веранде. Нашёл даже спрятавшегося в лукошке кота. Но Серёжу не нашёл. — У нас его нет, — сообщил я звонившей. — И да, большая просьба... Вечером же запись синхрона, мне Сергей тоже нужен. Как найдёте, перезвоните мне, пожалуйста. Спасибо. Вече